Аспекты адаптации кресла-коляски

Аспекты адаптации кресла-коляски 05.05.2018

Аспекты адаптации кресла-коляски

Кресло-коляска является важнейшим вспомогательным средством для человека, страдающего параплегией, когда речь идет о мобильности и независимости. Выбор и адаптацию кресла-коляски необходимо осуществлять очень тщательно, ведь неправильно адаптированное кресло-коляска не просто раздражает: Плохая адаптация может существенно ограничить мобильность, а в худшем случае даже причинить вред здоровью.

При острых параплегиях адаптация кресла-коляски осуществляется во время фазы реабилитации в клинике командой физиотерапевтов и эрготерапевтов, при необходимости в сотрудничестве с магазином товаров медицинского и лечебно-профилактического назначения. После доставки производителем регулируемые настройки оптимизируются и адаптируются.

Однако если параплегия является вялотекущей, например, при рассеянном склерозе (смотри: Рассеянный склероз и параплегия), у пациента часто нет доступа к командам экспертов в центрах лечения параплегий. Тем важнее самостоятельно найти подходящий магазин товаров медицинского и лечебно-профилактического назначения с квалифицированным персоналом, имеющим необходимые знания в части адаптации кресла-коляски и технического обслуживания кресла-коляски. Совет может дать опытный пользователь кресла-коляски из круга знакомых. Если у Вас нет никого, кто мог бы дать соответствующие рекомендации, а поиски информации в специализированной литературе и интернете не дают однозначных результатов, помочь может направление запросов разным производителям кресел-колясок. Производителям известно, в какие магазины товаров медицинского и лечебно-профилактического назначения в каком регионе они отправляют большую часть кресел-колясок и где осуществляется соответствующее техническое обслуживание. Можно по праву предположить, что персонал этих магазинов имеет определенный опыт в адаптации кресел-колясок.

Компоненты

Желаемые характеристики кресла-коляски зависят, прежде всего, от высоты поражения. Чем выше уровень поражения, тем выше должна, например, откидываться спинка. От этого также зависит и наклон сиденья. Низкий уровень параплегии означает, в общем, что пользователь держится в кресле-коляске за счет мышц верхней части туловища. Если эти мышцы вследствие потери функции не могут обеспечить необходимую стабильность, во избежание опрокидывания наклон плоскости сиденья назад должен быть больше.

Важнейшими аспектами, которые адаптируются еще при производстве кресла-коляски, являются ширина сиденья, глубина сиденья, высота спинки и расстояние между сиденьем и опорой для ног.

  • Ширина сиденья должна быть адаптирована к ширине таза. Таз измеряется в самом широком месте в положении сидя. Если ширина сиденья слишком узкая, существует опасность травм или синяков в местах давления. Если ширина сиденья слишком широкая, тело не будет фиксироваться в кресле-коляске. Кроме того, следует учитывать, что объем тела может меняться. На начальном этапе пользователь, у которого возникла параплегия (особенно если он активно занимался спортом) быстро потеряет в объеме в области бедер и ног. И напротив, в зависимости от индивидуальных жизненных обстоятельств возможен, конечно, набор веса; например, у женщин во время беременности. Кроме того, ширина сиденья влияет на ширину спинки. Если ширина спинки будет слишком большой, спина не получит достаточной стабильности. Эта проблема часто встречается у женщин, так как у них, как правило, более широкий таз и более узкая область спины и плеч. При выборе кресла-коляски следует обратить внимание на производителя, учитывающего данный аспект.
  • Глубина сиденья ориентируется на длину бедер. Во время сидения с прямой спиной подколенная ямка должна располагаться на расстоянии 2–3 см от переднего края сиденья. Если глубина сиденья будет слишком маленькой, бедра не будут в достаточной степени располагаться на сиденье, вследствие чего невозможно будет оптимально распределить нагрузку. Если же глубина сиденья будет слишком большой, подколенные ямки быстро начнут соприкасаться с передним краем сиденья. За этим скрывается не только опасность синяков, но и снижение стабильности туловища, так как это препятствует скольжению назад. Таз и спинка не имеют контакта или имеют недостаточный контакт, что усложняет для пользователя задачу сидеть максимально прямо в кресле-коляске. Однако прямое положение во время сидения важно хотя бы для дыхания и снятия нагрузки с органов брюшной полости. К тому же могут возникнуть дефекты осанки, которые тяжело потом скорректировать, если они существуют в течение многих лет.
  • При определении расстояния между сиденьем и опорой для ног измеряется длина между подошвой стопы (включая обувь) и подколенной ямкой.
  • Высота спинки зависит, главным образом, от высоты поражения параплегией. Адаптация высоты спинки очень индивидуальна, так как низкая спинка (по отношению к высоте поражения параплегией) имеет тренировочный эффект, который желателен для одних пользователей и не желателен для других.

Зависящие от модели и производителя переменные факторы, т. е. компоненты, которые можно в любой момент адаптировать к состоянию пользователя кресла-коляски на данный момент, — высота сиденья, наклон сиденья и подлокотники.

  • Высоту сиденья, то есть расстояние от сиденья до пола, можно изменять посредством перестановки приводных колес. Высота сиденья не должна быть слишком маленькой, так как в этом случае возникает чрезмерная нагрузка на плечи, спину и локти. С другой стороны, если не используется кресло-коляска с электроприводом, высота сиденья для тетраплегиков должна быть меньше, чем для параплегиков чтобы обеспечить возможность доступа к шинам приводных колес. Чрезмерной нагрузки на верхние конечности в большинстве случаев удается избежать благодаря используемому тетраплегиками дополнительному приводу.
  • Наклон сиденья, то есть разница в высоте между передним и задним краем сиденья, регулируется индивидуально в зависимости от стабильности туловища. Чем больше наклон назад, тем сильнее таз пассивно отклоняется назад. Таким образом создается стабильность сиденья, предотвращающая опрокидывание верхней части тела вперед.
  • Боковые подлокотники регулируются по высоте, их не следует устанавливать слишком высоко, так как это приведет плечи в очень неудобное положение и затруднит доступ к приводным колесам.
  • Еще одним признаком, который может варьироваться в зависимости от производителя и модели кресла-коляски, является регулировка предела устойчивости. В идеале позвоночник, копчик и ось кресла-коляски образуют прямую линию, благодаря чему вес падает на ось и может быть распределен оптимально. Активная регулировка предела устойчивости опасна тем, что кресло-коляска достаточно легко может опрокинуться назад. Если пользователь не в состоянии (или полагает, что он не в состоянии) обеспечить равновесие кресла-коляски (то есть компенсировать опрокидывание назад с помощью верхней части тела), показана пассивная настройка. В качестве альтернативы возможно использование защиты от опрокидывания. Например, пользователи, у которых параплегия возникла недавно и которые еще не могут уверенно обращаться с креслом-коляской, начинают с пассивной настройки. При более-менее интенсивных тренировках (в зависимости от высоты поражения параплегией и стабильности туловища) можно быстро научиться обеспечивать равновесие кресла-коляски, после чего можно адаптировать ось к новым возможностям.

Последствия неправильной адаптации кресла-коляски

Физические последствия

  • нарушения осанки (искривление вперед и/или в сторону)
  • утрата стабильности тела
  • чрезмерная нагрузка на шею, плечевые, лучезапястные и локтевые суставы
  • сокращение мышц живота и груди вследствие плохой осанки
  • ослабевание активных мышц вследствие недостаточной тренировки
  • опасность травм
  • опасность пролежней
  • боли

Воздействия на мобильность

  • ухудшение двигательных свойств кресла-коляски
  • уменьшение маневренности кресла-коляски
  • ограничение подвижности верхней части тела
  • уменьшение области применения и возможностей при использовании кресла-коляски

Кресло-коляска неправильно адаптировано в следующих случаях

Самому пользователю непросто бывает распознать неправильно адаптированное кресло-коляску. В конце концов, он пользуется креслом-коляской ежедневно и привыкает к его ходовым качествам. Однако существуют предупреждающие сигналы, указывающие на недостаточную адаптацию:

  • Боли

    Чрезмерная нагрузка и боли в области плеч и шеи, а также частично в области лучезапястных и локтевых суставов могут быть явным признаком того, что кресло-коляска не совсем правильно адаптировано.

  • Пролежни

    При возникновении пролежней в подколенных ямках и на наружной стороне туловища, существует вероятность того, что они обусловлены креслом-коляской.

  • Пониженная мобильность

    Если другие пользователи кресел-колясок с подобным уровнем парализованности более маневренны и мобильны при использовании своих кресел-колясок и выполняют маневры, которые Вы не можете выполнить, возможно, это обусловлено не Вашими способностями, а ограниченной возможностью использования кресла-коляски, возникающей вследствие плохой адаптации.

  • Слишком сильное расслабление

    Если, находясь в кресле-коляске, Вам совсем не приходится напрягаться, если Вы можете спокойно откидываться назад и для сидения с прямой осанкой Вам не нужно активировать никакие мышцы, то… кресло-коляска, возможно, неправильно адаптировано. Пользователи кресел-колясок с низким уровнем парализации зачастую имеют слишком высокую спинку. Конечно, такое положение «как в кресле» удобно, но во всех других отношениях приносит мало пользы. Наиболее разумно (если уровень парализованности позволяет) установить высоту спинки немного ниже, чем предлагается при данном уровне парализованности, так как это будет хорошей тренировкой для оставшихся мышц спины, живота или груди. Сохранившиеся мышцы необходимо тренировать, чтобы они не ослабели и не исчезли.

    «В общем, необходимо использовать те мышцы, которые есть», — говорит Тобиас Кнехт, который сам страдает параплегией и является сотрудником специализированного магазина, осуществляющего продажу средств реабилитации. «Высокая спинка и пассивный предел устойчивости отнимают у тела работу. Очень часто устанавливают слишком высокие спинки. В случае с пользователями, недавно парализованными, это правильно, однако спустя некоторое время мышцы могут начать восстанавливаться, в зависимости от степени парализованности и степени активности. В этом случае необходимо адаптировать спинку кресла-коляски». Если пользователь кресла-коляски спустя годы использования кресла-коляски со слишком высокой спинкой по вышеуказанным причинам решится уменьшить высоту спинки, сначала мышцы, которые испытывали слишком маленькую нагрузку, не смогут выдерживать большую нагрузку. Однако их можно натренировать, выполняя упражнения, направленные на повышение стабильности, и вскоре можно будет пользоваться креслом-коляской с более низкой спинкой.

Кресло-коляска с жесткой или складной рамой

Существует множество кресел-колясок, представленных типами кресел-колясок от, А до Я. Они служат различным целям и имеют разные возможности использования. Для повседневного пользования обычно выбирают модели, которые более всего соответствуют собственным повседневным привычкам и возможностям пользователя. При этом первый вопрос, который возникает: кресло-коляска с жесткой или складной рамой?

  • Кресла-коляски со складной рамой можно легко сложить, перевезти в автомобиле и на месте быстро разложить. При умеренной спортивной активности, например, при занятиях спортом на кресле-коляске один раз в неделю или при ежедневных поездках за покупками, стабильность будет достаточной.
  • Кресла-коляски с жесткой рамой более громоздки, но при этом и более стабильны, чем кресла-коляски со складной рамой. В некоторой степени они пригодны для перевозки в транспорте, так как с них можно демонтировать колеса и спинку. Для тех, кто любит заниматься спортом, или активно пользуется креслом-коляской, модель с жесткой рамой обеспечивает более высокую стабильность и, в целом, способно выдерживать большие нагрузки, чем кресло-коляска со складной рамой.
К списку статей