Современное кресло-коляска

13.06.2022

Современное кресло-коляска

Движение - это жизнь, оно объединяет нас и обеспечивает возможность интеграции в общество.
Мобильность означает обучение через движение, является элементарной потребностью и важным терапевтическим аспектом в лечении детей, подростков и взрослых, имеющих разную степень инвалидность.

Обучение мобильности приносит радость и, наряду с физической тренированностью, развивает умственные способности и способствует психосоциальному развитию в целом. Обеспечение креслом-коляской на раннем этапе реабилитации и связанная с ним мобильность означают независимость и самостоятельность.

В обеспечении креслом-коляской определяющую роль играют две тематические области: Процесс обеспечения (Как мне получить кресло-коляску?) и процесс выбора (Какое кресло-коляска мне подойдет?). Однако, прежде чем перейти к ним непосредственно мы рассмотрим некоторые основополагающие аспекты, связанные с обеспечением креслом-коляской.

Обзор важных критериев для современного кресла-коляски

Функциональность

Важными критериями хорошей функциональности являются не только многофункциональность, разнообразные возможности адаптации к самым различным травмам, но и возможность последующей адаптации к изменяющимся условиям. Таким образом, кресло-коляска становится «частью тела» своего пользователя. Обязательными условиями максимально самостоятельной жизни в кресле-коляске являются, прежде всего, небольшой расход силы при его использовании, не утомляющее долгое нахождение в кресле без давления на участки тела (профилактика пролежней), а также хорошая адаптация элементов управления.

Срок службы

Продолжительный срок службы зависит от следующих факторов: возможность выдерживать нагрузки и обработка используемых материалов, низкий износ, а также от множества деталей, например, от места хранения, защищенного от попадания грязи и брызг воды, толщины нанесенного покрытия и материала поверхностей, качества шин и деталей из синтетических материалов, хорошая защита от коррозии посредством высококачественной обработки поверхностей или использования не корродирующих материалов также способствуют продолжительному сроку службы несущих элементов.

Рентабельность

Рентабельность продукта определяется на основании расходов в течение всего срока его эксплуатации. Поэтому покупная цена является лишь одной из многих переменных в общей сумме расходов. К ним также относятся такие факторы как низкий износ материалов и компонентов, разнообразные возможности адаптации, обеспечивающие высокий процент повторного использования, гарантия на запчасти и другие аспекты сервисного обслуживания со стороны производителя и продавца. все эти факторы в совокупности обеспечивают длительный срок использования кресла-коляски и, таким образом, его высокую рентабельность.

Надежность

В случае с креслами-колясками аспекту безопасности по понятным причинам придается особое значение. Этот аспект затрагивает и самого пользователя кресла-коляски, возможности которого ограничены, и сопровождающего его лица (в соответствующем случае). Важными критериями данного аспекта являются характеристики движения, устойчивость кресла-коляски, а также надежные функции управления и торможения.

Что такое кресло-коляска?

В соответствии с определением, кресло-коляска служит для передвижения людей, возможность которых ходить самостоятельно ограничена. Но кресло-коляска — это нечто большее, чем просто средство передвижения. Оно должно являться вспомогательным средством, адаптированным к конкретным потребностям и желаниям пользователя. С его помощью должны (частично) компенсироваться отсутствующие у его пользователя физические функции, а также максимально поддерживаться остаточная подвижность. Кресло-коляска состоит из двух основных элементов: ходовой части и сиденья.

Типичные компоненты:

  1. Ручки для толкания
  2. Спинка
  3. Подлокотники
  4. Приводные задние колеса
  5. Обручи
  6. Съемная ось
  7. Ремень безопасности
  8. Рычаг управления / блокировки подножки
  9. Рулевое переднее колесо
  10. Опора для ног
  11. Рычаг тормоза / стояночный тормоз

Краткий обзор отдельных компонентов кресла-коляски

  1. Ручки для толкания

    Ручки для толкания должны устанавливаться на высоту, удобную для сопровождающего лица. Кресла-коляски, которые регулярно используют для толкания, должны также быть оснащены тормозами, для этого на ручках для толкания установлены рычаги тормоза.

  2. Спинка

    Спинка имеет возможность гибкой регулировки по высоте и углу, что позволяет адаптировать ее к анатомическим потребностям пользователя. Имеются также различные подушки, обеспечивающие комфортное сидение.


  3. Подлокотники

    Подлокотники разной длины и формы помогают пользователю приподниматься в кресле-коляске или держаться в нем при преодолении различных препятствий (при наличии сопровождающего, толкающего кресло-коляску). Подлокотники, выступающие вперед, препятствуют пользователю подъезжать к столу. Чтобы подлокотники не мешали во время бокового пересаживания, они изготавливаются складными или съемными. Как правило, они монтируются вместе с защитой, препятствующей попаданию элементов одежды в колеса и их загрязнения вследствие этого.


  4. Приводные задние колеса

    Приводные задние колеса отличаются друг от друга, прежде всего, материалом и конструкцией. Как правило, диски и спицы изготавливаются из стали, в то время как осевая часть выполняется из алюминия. Более крупные колеса имеют, как правило, меньшее сопротивление движению, чем малые колеса. Размер колес зависит от роста пользователя и желаемой высоты сиденья.

    Для самих шин важны, прежде всего, сцепление с дорожным покрытием, сопротивление движению, защита от поломки и комфорт. Однако полностью защищенные от поломки сплошные резиновые шины тяжелые и имеют высокое сопротивление движению. Хороший компромисс между защитой от поломки и хорошими двигательными характеристиками представляют собой шины, защищенные от поломки, имеющие особую защиту. Особенно хорошие двигательные характеристики обеспечиваются при давлении в шинах от 6 до 10 бар.

    Обода также должны быть максимально устойчивыми к царапинам, теплопроводящими и легкими. Как правило, лучше всего изготавливать их из высококачественной стали. Имеются также обручи, подходящие для тех, кто управляет креслом-коляской одной рукой.

    Защита рук от спиц в виде пластикового защитного чехла на обод предотвращает попадание рук в спицы и их повреждения вследствие этого.


  5. Обручи

    Обруч представляет собой металлическую конструкцию, установленную на колесе кресла-коляски, служат в качестве механического привода для приведения кресла-коляски в движение. Обручи крепятся к диску колеса с помощью дужек, причем расстояние от колеса устанавливается в соответствии с потребностями и желаниями пользователя (более узкое или более широкое). Перед установкой на дужки, как правило, натягивается небольшой кусочек резинового шланга, снижающий риск повреждения пальцев во время передвижения.


  6. (Съемная) ось и центр тяжести

    Центр тяжести оказывает определяющее влияние на двигательные характеристики кресла-коляски. Максимально глубоко расположенный центр тяжести всегда является преимуществом. Чем ближе он перемещается к мысленной линии соединения осей, тем более маневренным становится кресло-коляска. Однако, вследствие этого увеличиваются и требования к управлению креслом-коляской. Поэтому неопытным пользователям следует устанавливать центр тяжести таким образом, чтобы кресло-коляска было устойчивым и не опрокидывалось назад (защита от опрокидывания). Активные кресла-коляски обеспечивают возможность очень точной настройки центра тяжести. С этой целью можно регулировать задние приводные и передние рулевые колеса, как по горизонтали, так и по вертикали.


  7. Ремень безопасности

    Ремень безопасности служит в данном случае для установления в определенное положение и фиксации таза и верхней части туловища и позволяет, таким образом, предотвратить соскальзывание с кресла-коляски.


  8. Рулевые передние колеса

    Рулевые передние колеса могут иметь как литые или пневматические шины. Пневматические шины лучше справляются с неровностями рельефа, однако, имеют большее сопротивление движению. Меньшие по размеру передние рулевые колеса делают кресло-коляску более маневренным, так как их легче направить в желаемое положение и при повороте им требуется меньше места. Чем больше передние рулевые колеса по размеру, тем легче преодолевать более сложные участки пути и препятствия.

    Вилки служат для фиксации рулевых передних колес. Их размер влияет на высоту сиденья, их наклон на продольный наклон оси колес. Чем больше последний, тем лучше характеристики прямолинейного движения кресла-коляски по инерции. Чем меньше продольный наклон оси колес, тем более маневренным будет кресло-коляска, причем рулевые передние колеса будут в этом случае более склонны к вибрациям (как в случае с тележкой для покупок).


  9. Опора для ног и подножки

    Сплошная опора для ног придает креслу-коляске большую устойчивость, чем две раздельные опоры. Однако, если опора для ног не складывается и не отклоняется, она может мешать при посадке и высадке из кресла-коляски. Раздельные опоры для ног хорошо подходят для пользователей, которые могут встать своими силами и предпочитают менее спортивное передвижение.

    Еще одним преимуществом является то, что раздельные опоры для ног можно сложить или снять.


  10. Тормоза

    Для торможения двигающегося кресла-коляски используют ручки для толкания. Тормозов для сдерживания движения, как правило, не существует. Однако кресла-коляски оснащены стояночными тормозами разного рода, блокирующими приводные задние колеса, когда кресло-коляска стоит. Барабанными тормозами, управляемыми с ручек для перемещения с помощью рычагов тормоза, оснащены только кресла-коляски, приспособленные для толкания сопровождающими лицами. Естественно, это можно делать и во время движения.

Дополнительные компоненты:

  • Приспособление для отклонения

    Приспособление для отклонения на кресле-коляске облегчает для сопровождающего лица отклонение кресла-коляски для преодоления препятствия, например, бордюра. Для этого сопровождающему лицу нужно одной ногой наступить на ручку для отклонения и удерживать кресло-коляску в таком положении за счет собственного веса.

  • Защита от опрокидывания

    Защита от опрокидывания состоит из опорных колес, расположенных сзади на кресле-коляске, предотвращающих опрокидывание кресла-коляски назад. Эта функция рекомендована лицам, которые самостоятельно управляют креслом-коляской, но при этом не имеют большого опыта. Несмотря на это, при сложенных опорных колесах кресло-коляску можно в достаточной степени отклонить назад для преодоления препятствия.


  • Развал колес

    Под развалом колес понимают угол наклона положения колес. При отсутствии развала колес колеса установлены вертикально. При отрицательном развале они расходятся вниз друг от друга. Это означает более широкую колею, более высокую защиту от опрокидывания набок, лучшую защиту пальцев от защемления и оптимизацию угла прикосновения к обручам. Недостатками отрицательного развала колес являются расширение кресла-коляски (сузить!) и тенденция к ухудшению характеристик прямолинейного движения кресла-коляски по инерции.


Размеры кресла-коляски

  • Высота сиденья зависит от размера колес и положения оси. При прямом положении сиденья согнутое под углом 90° предплечье пользователя должно быть расположено примерно на 2 см (примерно на ширину пальца) выше верхней точки колеса.
  • Наклон сиденья представляет собой разницу передней и задней высоты сиденья
  • Угол сиденья — это угол между сиденьем и спинкой.

    Обычно это 90°, при регулируемом наклоне спинки диапазон регулировки составляет ± 10° (то есть, 80° — 100°).

Важное примечание:

Не используйте, пожалуйста, указанные в данном обзоре значения для конкретного заказа кресла-коляски, так как не все производители при измерениях пользуются одними и теми же способами. Для заказа необходимо использовать способ измерения, рекомендованный соответствующим производителем. Лучше всего это сделать через местного дилера.

Основное правило:

При индивидуальной адаптации проводятся измерения будущего пользователя. Для этого ему лучше всего сидеть в кресле-коляске, примерно соответствующем его росту, т. к. по креслу-коляске измерения можно произвести более точно, чем по телу. Идеальный вариант, когда замеры производятся в кресле-коляске выбранной модели.


Ширина сиденья

ПО КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

Складное кресло-коляска: измеряется расстояние между внешними краями трубы каркаса сиденья.

Кресло-коляска с жесткой рамой: между подлокотниками

ПО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ:

Измерить самое широкое место таза в положении сидя и прибавить 2 см

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Габаритная ширина между подлокотниками может отличаться от ширины сиденья
  • Разные системы сиденья или опорных ходунков

Глубина сиденья

ПО КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

От переднего края трубы спинки до переднего края системы сиденья (ремень безопасности, жесткое сиденье, подушка)

ПО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ:

Длина бедра, измеряемая от спины до подколенной ямки, за вычетом ширины 2 пальцев

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Разные системы спинки, например, регулируемая спинка или жесткая спинка изменяют действительную глубину сиденья
  • При использовании в качестве кресла-коляски, перемещаемого за счет семенящего передвижения ног, глубина сиденья должна быть короче (шириной ок. 4 пальцев)

Высота сиденья

ПО КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

  • Вертикально от пола до верхнего края трубы каркаса сиденья
  • Передняя высота сиденья, измеряется по переднему верхнему краю трубы сиденья
  • Задняя высота сиденья, измеряется по заднему верхнему краю трубы сиденья

ПО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ:

Длина голени плюс необходимый клиренс для опор для ног (длина голени + 7 см)

ПРИМЕЧАНИЕ

  • В случае кресел-колясок, перемещаемых за счет семенящего передвижения ног, высота сиденья меньше (длина голени + 3 см)
  • Чтобы получить высоту сиденья кресла-коляски, необходимо вычесть размер подушки из высоты сиденья пользователя

Высота спинки

ПО КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

От верхнего края трубы сиденья до верхнего края плечевого ремня (спинки)

ПО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ:

Поддержка спины зависит от индивидуальных потребностей

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Высота спинки для лиц, самостоятельно управляющих креслом-коляской, должна находиться минимум на ширине двух пальцев ниже лопатки
  • В случае ручного привода лопатка должна быть свободна, плечевой ремень (спинка) не должен ей мешать
  • Подушка уменьшает фактическую высоту спинки

Длина голени

ПО КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

От верхнего края поверхности сиденья до верхнего края опор для ног

ПО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ:

От подколенной ямки до нижнего края пятки (с учетом обуви или протезов)

ПРИМЕЧАНИЕ

  • При измерении длины голени учитывать подушку для сиденья
  • При определении длины голени учитывать высоту обуви

Преимущества и недостатки кресел-колясок с ручным приводом и электроприводом

Кресло-коляска с ручным приводом

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • легкое
  • небольшое и маневренное
  • легко транспортируемое
  • активное движение
  • может подниматься помощником (хорошо при больших препятствиях)

НЕДОСТАТКИ

  • преодоление длинных участков и подъемом возможно только при хорошей физической форме (сохраненных силах пользователя)
  • сложно использовать на неукрепленных участках пути и нетвердой почве (гравий)

Кресло-коляска с электроприводом

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • преодоление длинных участков и подъемом возможно даже при ограниченных физических возможностях
  • можно использовать на тяжелых участках пути

НЕДОСТАТКИ

  • тяжелое
  • большое и менее маневренное
  • сложно транспортируемое
  • пассивное движение
  • практически не приподнимается (плохо при больших препятствиях)

Кресло-коляска с электроприводом

Для тех, кому хорошо отрегулированное и настроенное кресло-коляска дает слишком ограниченную подвижность, приобретение кресла-коляски с электроприводом является нужным и целесообразным. В данном случае определяющую роль, опять же, играют индивидуальные потребности и желания пользователя. Как у кресел-колясок с ручным приводом, у кресел-колясок с электроприводом, также есть различные особенности конструкции. Важнее всего различать разные виды приводов и системы управления.

Наряду с креслами-колясками с электроприводом существуют электропринадлежности и дополнительные приводы для кресел-колясок с ручным приводом. Все системы и модели имеют свои преимущества и недостатки в зависимости от места и вида применения. Наряду с размером, весом, мощностью и возможностями расположения сиденья центрально значение в процессе выбора имеют также характеристики движения, ускорение и возможности поворота.


К списку статей